Фантастика: Прорыв в фантастике

Можно ли полагать, что сейчас в фантастике будет какой-то прорыв. Вероятнее всего да. По меньшей мере, в русской фантастике все-таки можно найти исключения из общей "космо-магической" массы. Речь идет об авторах старшего поколения (таких, как Г. Л. Олди, В. Рыбаков, А. Лазарчук), которые в свою очередь как раз и продолжают эту самую социально-психологическую и философскую советскую фантастическую традицию. Понятно, что в произведениях все немного иначе, они созданы с поправкой на вкусы нового поколения и перемены в обществе.

Кроме того, нельзя не сказать еще об одной проблеме. Именно из-за нее фантастика подвергается большому риску остаться навечно в своем положении "развлекательного гетто". Проще говоря, это "большая литература". А если быть более точными, то массовое (как правило в настоящее время) применение "фантастического допущения" в тех произведениях, которые ни сами писатели, ни издатели к фантастикой литературе не относят. Алексей Иванов, Татьяна Толстая, Мамлеев, Слаповский, Быков, Сорокин, Пелевин. Всякий в большей или меньшей степени серьезный фантастический текст по умолчанию не принадлежит к разряду "фантастики". При этом тут действует основной ресурс - издательская политика. Издательства склонны загонять фантастику в определенные категории, а то, что не принадлежит ни к одной, или вообще не издается, или же позиционируется как другой жанр. .

Вернуться

Дальше